Зачем русские девушки заплетали волосы в косы на Руси

Коса — главный символ девичества

Символика переплетения была тесно связана с верованиями и традициями того времени. Маленькие девочки плели косу с тремя спицами, которую нужно было укладывать строго вдоль позвоночника. По мнению древних славян, она дала маленькой хозяйке жизненные силы и здоровье. Тесьму девушки носили до замужества, и это правило оставалось незыблемым даже для пожилых людей. Эти женщины не покрывали голову до старости и носили косу.

Количество и способ плетения косичек также определяли социальный статус женщины того времени. По традиции молодые незамужние девушки украшали волосы цветами и лентами.

внести какое-то разнообразие в прическу удалось только после свадьбы. Накануне этого знаменательного дня, девичьего вечера, невеста и ее друзья собрались в отцовском доме и провели обряд развязывания косичек. Девочки с жалобными песнями и слезами сопровождали подругу во взрослую замужнюю жизнь, сменив прическу и заплетя две косы. Здесь есть четкая символика: одна коса — жизненная сила женщины, вторая — символ ее плодородия. В день свадьбы прическу невесты укладывали в виде короны и надевали специальный головной убор.

После замужества только муж мог видеть и трогать волосы женщины.

Замужние женщины носили особую узнаваемую прическу — низкий каре только с одним рогом, а после рождения первенца каре превратилось в высокий.

Серьги

Замужние женщины и девушки носили серьги совершенно разных по форме, размеру и материалу. Первые украшения девочка получила в подарок от отца, когда ей было 5 лет. Их бережно хранили на протяжении всей жизни.

Украшение девушки отличалось простотой и вытянутой формой, с минимумом украшений или вовсе без них. У замужней женщины серьги были дороже: статус позволял ей украшения с камнями, и чем они были роскошнее, тем богаче считалась семья.

Теплая шапка

В холодное время года на головах девушек можно было увидеть головные уборы, которые в то время назывались столунами. С них на спину спадала длинная девичья коса, украшенная, в свою очередь, красной лентой.

Женская коса: ритуалы и символизм

У славянских народов очень строго соблюдались все ритуалы, связанные с женскими волосами. В культуре прически и плетения кос выделяется несколько важных догм.

Кто должен был ухаживать за волосами, строго регламентировалось. Например, пока девочка была маленькой, трогать ее волосы могли только родители. Когда она входила в детство, прическами занималась сама хозяйка, а в косу вплеталась ленточка, что символизировало ожидание сватовства и готовность к семейной жизни. Когда девушка застала ее помолвленной и подготовленной к свадьбе, в ее волосах было больше лент.

Символы на ленточках тоже имели разное значение. Вышитые ленты назывались косниками и изготавливались каждой мастерицей самостоятельно. Они были ярко окрашены, расшиты золотом, серебром, жемчугом или бахромой и часто украшались объемными подвесками в форме треугольников и сердечек. Каждая модель имела свое значение, а весь дизайн отражал значимое стремление к истории.

Во время свадьбы косу девушки украшали широкой лентой, повязкой на голову с сеткой из жемчуга или бусинок, прикрепленных к нижнему краю. Он также был создан невестой индивидуально и наглядно показывал статус и благополучие семьи невесты.

Приметы, связанные с волосами

Некоторые представления о волосах возникли в древности и дошли до нас в неизменном виде. Например:

  • Женщины не стригутся во время беременности, чтобы не потерять красоту и здоровье будущего ребенка;
  • запрещается стричь волосы ребенку в возрасте до одного года, а после первой стрижки необходимо сохранить их на всю жизнь;
  • Есть примета, что в новолуние лучше ходить в парикмахерскую — так волосы быстрее растут и будут гуще;
  • Самостоятельно стричь волосы нельзя — это может привести к длительным заболеваниям.

Кокошник

Многих интересует название старинного русского женского головного убора, которое можно увидеть на современных девушках. Несмотря на то, что носить его довольно сложно из-за его веса, нашим предкам (женщинам) каждый день держать такое украшение на голове было просто радостью.

Популярный русский кокошник получил свое название от древнеславянского слова «кокош», что в переводе означало «курица», «петух», «курица». Его отличительной чертой была передняя часть — герб. Весь русский народный кокошник был сделан на прочной основе, что позволило ему лучше удерживаться в лидерах. Гребень возвышался над лбом и был виден с довольно большого расстояния. С обратной стороны русский народный головной убор скреплялся лентами и стягивался тканью.

Несмотря на то, что изначально кокошник был прерогативой только замужних женщин, через некоторое время его стали носить девушки. Но у них уже была открыта крыша.

Такой русский народный головной убор покрывали тканью или кожей. Его можно было декорировать металлическими нитками, бусинками, жемчугом и стеклянными бусинами. На головной убор прикреплялся специальный чехол из дорогой узорчатой ​​ткани. Сверху, как правило, надевалась фата или платок, обязательно сложенный треугольником.

В простонародье кокошник распространился в 16-17 веках. Он стал отличной заменой китчу. Представители духовенства боролись с «рогоносцами», которым категорически запрещалось посещать там церковь. Они приветствовали более удобный, безопасный и красивый вариант.

русский народный кокошник

Значение косы

Коса в России — это не просто прическа. Он мог сказать много личного о девушке. Например, если у нее была коса, она считалась девушкой, у которой нет супруга. Если она скручивала ленту в косу, то окружающие понимали, что теперь она девушка на выданье. Кандидату в мужья пришлось срочно прислать сватов.

Значение косы

Как только в косе появились две плетеные ленты из ее центра, значит, все остальные женихи опоздали — у девушки появилась подруга. И не просто любовником, а супругом. Две ленты также были символом брачного благословения, полученного от родителей.

Силы для жизни и потомства

Маленькие девочки в России носили косы так называемых трех лучей. Они были символом троицы. Коса клали ровно вдоль спины, так как предки считали, что таким образом она наполняет ребенка жизненной силой.

Сила для жизни и потомства

Именно поэтому после свадьбы женщине были сплетены две косы. Одна коса питала его жизнь, а другая — его будущее потомство.

Повязки и тесемки

Традиционный женский головной убор не предназначался для прикрытия макушки головы владельца. Она оставила обнаженной довольно большую часть своих волос. Девочки на Руси с малых лет носили обычные тканевые ленты.

В старости приходилось носить другой девичий головной убор — повязку (бинт). В некоторых районах его часто называли засохшим. Этот элемент полностью закрывал лоб и завязывался за головой узлом. Как правило, такие повязки изготавливались из бересты, шелковых лент и парчи. Их хозяева украшали свои головные уборы трубами, вышивкой, драгоценными камнями и золотом.

виды винтажных женских шляп

При переписи имущества дочери одного из русских царей Алексея Михайловича упоминалось «жемчужное платье». Часто встречались повязки, передняя часть которых отличалась особым украшением, выполненным в виде узорной фигуры или узла.

Меховые шапки

К старым зимним женским головным уборам следует также отнести бархатные шапки, отороченные мехом. Сверху их делали из клееной ткани или бумаги. Сам колпачок был коническим, круглым или цилиндрическим. От мужских головных уборов он отличался наличием украшений: жемчуга, шитья, камней.

Поскольку шляпы были достаточно высокими, в них помещали легкий мех или атлас, чтобы согреться. Женщины очень бережно относились к своей одежде. Из некоторых источников известно, что по окончании сезона дочери царя должны были сдавать шляпы на хранение в специальном помещении Мастерской. Там их поместили на деревянные головы и накрыли одеялами.

Зимние шапки шили из разных мехов: лисы, бобра, соболя. Для девочек идеальным вариантом считалась белочка или заяц. Одним из немногих сходств с мужской одеждой было название. Женские головные уборы еще называли «горлатными шапками», поэтому их носили сразу в несколько слоев.

Символ девичьей чести

Коса у девочки всегда имела необычайный символизм. В первую очередь, он олицетворял женскую честь и чистоту. Дергать девушек и девушек за волосы считалось недопустимым: это составляло сильное оскорбление и каралось суровой общественной цензурой или даже поркой. С замужних женщин запрещалось срывать головные уборы: такой поступок карался огромным штрафом.

Замужняя женщина могла снять головной убор и развязать косу только в присутствии мужа, так как это служило своеобразным приглашением к близости. Отсюда происходит слово «распутник», то есть буквально женщина, предложившая себя другому мужчине. С непокрытой головой появиться в обществе нельзя: было жалко и жену, и мужа.

Как прятали волосы

При составлении головного убора в обычные дни женщины использовали подмирник или волостник (повойник). Это была маленькая шляпа в сеточку из тонкого материала. Это платье состояло из низа и пояса, в котором была предусмотрена шнуровка вокруг головы, тем более, чтобы шапка была завязана как можно плотнее. Повник, как правило, украшался различными камнями, жемчугом, который сами женщины нашивали на лоб. Такая нашивка была уникальной и особенной, потому что каждая мастерица позаботилась о ней и передала дочери, прикрепив к головному убору.

виды винтажных женских шляп

Основная цель вертепа — скрыть женские волосы от посторонних глаз. Были и переутомленные женщины, которые снимали платья так, что практически не могли моргать. Поверх воина зимой обязательно надевали шапку или шарф. Начиная с 18 века, эти шляпы стали меняться и со временем приобрели форму берета. Иногда его носили вместе с одеждой, надевали поверх нее. Во многом это зависело от красоты и степени художественности этого элемента. Каждая женщина с трепетом относилась к своей одежде и головным уборам, ведь именно они говорили о ней как о возлюбленной и верной жене.

Кольцо

Проверенный способ удостовериться, что девушка замужем, — это поискать у нее на руке кольцо. Это можно сделать на достаточно большом расстоянии, чтобы не нарушать правила приличия. Православие дает обручальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции, он должен быть абсолютно гладким и простым, без камней и других украшений.

Юбка

Женская майка была традиционной основой костюма. Он был длиннее мужского аналога, доходил до пальцев ног. Однако такая ходьба откровенно считалась постыдной. Рубашку «прикрывали» более плотной одеждой. Для девочек: запонка, сложенный прямоугольник холста. По линии сгиба был вырез горловины. Эта деталь не пришивалась, она была короче рубашки и окаймлялась поясом.

Замужние женщины носили паневу (понку) вместо манжеты. Выглядела она как юбка с запахом, застегивалась гашником. Отсюда и известное выражение «загашник». Буквально это означает: «Где можно безопасно спрятаться? Для гашника!».

Перемены в жизни

В былые времена прекрасно знали, что стрижка может в корне изменить вашу жизнь. По сей день многие верят в предвестник, что стричь женщину на месте не рекомендуется.

Изменения в жизни

Поэтому, как правило, на стрижку косы соглашались добровольно только женщины, находившиеся в сильном шоке души. Например, во время пострига монахини.

Женский обман

Если у девушки коса была толщиной с ладонь, то это считалось просто эталоном красоты. Ее волосы, сверкающие блеском и силой, говорили о здоровье и силе будущей жены.

Женский обман

Девушки, у которых не было длинных густых косичек, прибегали к небольшому макияжу, вплетая в волосы щетину хвоста. Ведь все хотели жениться.

Треух

Еще один великолепный головной убор, который женщины смогли успешно перенять у мужчин — триух. Его верх был покрыт тканью, а часть в лобной области, как правило, покрыта соболем. Эти шляпы украшались кружевом или жемчугом.

Старинные женские головные уборы на Руси

В древнерусские времена мужчины всегда носили одни и те же головные уборы, а женские головные уборы относились к девичьим и предназначались для замужних женщин. Каждой девушке необходимо было строго придерживаться стиля и правил ношения одежды. Все типы винтажных женских шляп перечислены и описаны ниже.

Шляпки

С конца XVI века, в период перехода от зимы к весне, женщины, «идущие в народ», надевают шляпу поверх убру. Он был создан из войлока разного цвета и был очень похож на то, что носят православные на прогулке.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на древнеславянском означает «волосы», и головной убор такой формы носили и в дохристианской языческой Руси, когда рога считались символом плодородия. Следовательно, рогатое кику могла носить только «зрелая женщина», родившая хотя бы одного ребенка. Такое платье могло быть достаточно массивным и высоким — до 20-30 см в высоту, и, чтобы правильно держать его на голове, женщина держала шею прямо и слегка приподнимала подбородок. Отсюда и слово «хвастаться». Кстати, из-за проганских корней было запрещено ходить в церковь в кике.

Со временем у традиционного рогатого удара есть аналоги: в виде подковы, лопатки и валика. Носился такой кокошник следующим образом: на главный чепчик закреплялся жесткий головной убор (закрывающий лоб), который затем покрывался красивой вышитой тканью, а также веревка и ленты вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от сглаза и часто надевалась на праздники. Кики в виде подков и башмаков находили в деревнях Воронежа до середины 20 века.

Кика

Венчик

Еще один вид головного убора пожилых женщин — корона (венчик). Он произошел от гирлянды, состоящей из нескольких цветов. По поверьям предков, этот головной убор защищал от злых духов.

Венчики изготавливались с тонкой металлической лентой, ширина которой не превышала 2,5 сантиметра. Для этого также использовались бронза и серебро. По внешнему виду такой головной убор напоминал повязку, но с той лишь разницей, что крючки для ленты или веревки надежно связывали венчик на затылке.

винтажный зимний женский головной убор

Часто корону украшали вверху зубчатым орнаментом. Во время больших праздников девушки носили головные уборы, украшенные нитками жемчуга, развешанными вдоль щек, — так называемые рясы. Это было такое украшение, что было на свадьбе царицы Евдокии Лопухиной.

Орнамент и цвет одежды

Орнамент на женской одежде многое говорил о состоянии ее обладательницы. Так, изображение курицы можно было увидеть на одежде замужних женщин, а незамужние девушки вышивали белых лебедей. Синий сарафан носили девушки, готовившиеся к свадьбе, а красный — только что вышедшие замуж. Если на фартуке был рисунок лягушки с рогами, это означало, что девочка хотела родить первенца.

Двух девушек

Орнамент на одежде многое мог рассказать о своей обладательнице

Тульская «сорока»

«Сорока» визуально напоминала птичий хвост и имела «крылышки» по бокам. «Хвост» в центре собран из ярких плиссированных лент, на него нашиты «розетки» того же цвета. Такой головной убор был характерен для жителей Тульской губернии и обычно носили замужние женщины в первые годы после замужества.

Кокошник в традиционном и привычном понимании чаще всего встречался у женщин Русского Севера, носивших сарафаны. На старославянском «кокош» означало «курица». Визуально «куриный гребешок» — кокошники лучше всего подчеркнули трапециевидный силуэт сарафана. Такие головные уборы очень старательно украшали — жемчугом и драгоценными камнями, кружевом и бархатом. Традиционные кокошники чаще всего носили зажиточные купцы.

Русская красавица в кокошнике

«Русская красавица в кокошнике». К. Маковский

Что носили замужние женщины: что такое парчовая кичка

После выхода замуж женщина должна была носить специальный головной убор — кику (кичку) вместе с шарфом и воином. В наши дни мало кто знает, что такое парчовый китч, но в те времена это было настоящей привилегией замужних женщин. Именно поэтому историк Забелин назвал этот головной убор «венцом брака».

Кику можно было легко узнать по рогам или лопаткам, которые выступали прямо над лбом и были явно направлены вверх. Рога имели некоторую связь с верой в защитную силу, поскольку через них женщину сравнивали с коровой, которая, как вы знаете, была священным животным для наших предков. Основная функция рогатого птенца заключалась в защите новорожденной жены и ребенка, и она тоже способствовала плодовитости и деторождению.

виды винтажных женских шляп

Головной убор носился поверх воина и состоял из не замыкающегося на спине круга, отделанного тканью. Этот круг был похож на подкову или полумесяц. Высота рогов, прикрепленных к головному убору, достигала 30 сантиметров, и изготавливались они исключительно из плотно скрученной парусины. Помимо передней части большое значение имела и задняя часть. Его шили из меха или дорогой ткани и называли манжетой. Этот элемент всегда был элегантно декорирован, ведь он заменил длинную девичью косу. В нем находилась довольно богатая вышивка, а также большая декоративная подвеска, на которую были прикреплены длинные цепочки бляшек. К верхней части кички прикрепляли специальный чехол, который в старину называли сорокой.

Именно в этом качестве должна была идти замужняя женщина. В то же время он должен был держать голову высоко и делать красивые и мягкие шаги. Благодаря этому появилось выражение «хвастаться», что означало «превозносить себя выше других».

винтажные женские шапки в россии

Коруна была создана по типу кики. Это был головной убор для людей из царской и княжеской семьи. Основным отличием короны была ее форма. Это была богато украшенная корона, которую следовало носить поверх одежды. Как правило, в головной убор добавляли различные украшения в виде караванов, колтов, жемчужных низов, а внутрь помещали специальные ткани, пропитанные различными запахами.

что такое китч парча

Убор после замужества

Головные уборы древних женщин выполняли не только эстетическую функцию: они служили своеобразным индикатором как статуса, так и семейного положения красавицы. Как только девушка вышла замуж, этот элемент платья сразу изменился. Произошло это по той причине, что после замужества вся красота жены принадлежала только мужу. Иностранцы, побывавшие в русских землях, описывали обычай заключения брака так: во время торжества мужчина набрасывал на голову своей избранницы покрывало и тем самым доказывал, что отныне становится ее законным мужем.

Платок, или убрус

Этот старинный женский головной убор особенно нравился девушкам. В разных регионах его называли по-разному. Среди наиболее распространенных названий: ширинка, полотенце, косточки, наметка, вуаль и так далее. Этот платок состоял из довольно тонкой ткани прямоугольной формы, длина которой достигала пары метров, а ширина — около 50 сантиметров.

русский народный головной убор

Один конец подкладки всегда украшали вышивкой шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Он висел у нее на плече и никогда не прятался под одеждой. Второй конец обвязывали вокруг головы и разрезали у основания подбородка. В 10-11 веках на такой платок было принято помещать красивый набор ювелирных мелочей — висячие кольца и всевозможные украшения.

Спустя некоторое время убру стали делать треугольной формы. В этом случае оба конца были обрезаны под подбородком или завязаны на макушке фигурным узлом, но это требовало особого мастерства, которым обладали далеко не все русские женщины. Кроме того, концы могли спускаться до плеч или спины и были богато расшиты. Такая мода ношения чадры пришла в Россию только в 18-19 веках из Германии. Раньше шарф просто обматывался вокруг шеи девушки, а узел располагался в верхней части макушки и достаточно туго затягивался. Этот метод получил название «голова». Один из современников восемнадцатого века писал, что выразительность фаты была необходима, чтобы «усилить красоту и придать еще больше цвета» женским лицам.

Венок

Корона на Руси считалась символом детства. Его делали из кожи или бересты, обтягивали тканью и украшали. До замужества девушки могли носить только венок. Когда они поженились, им приходилось прощаться с короной, или, по традиции, жених украл ее.

Девушки с коронами

Короны в России носили исключительно девушки, поэтому корона — символ отрочества

Потеря косы: причины и следствия

Коса девушки выступила гарантом женской честности и порядочности. Без нее жениться было практически невозможно. Поэтому выпадение волос в большинстве случаев превратилось в трагедию. В России косы почти не стригли, за исключением нескольких возможных жизненных ситуаций:

  • Волосы были острижены после смерти мужа как символ женской боли и желания;
  • До замужества в некоторых регионах девушке подрезали косу и преподносили ее мужу в знак верности и невиновности. После свадьбы женщина снова отрастила волосы, но уже под головной убор, а когда появилась достаточная длина, заплела две косы;
  • Волосы могли быть насильно острижены в наказание за блуд. Это был ужасный позор для женщины. Ее заперли в доме и запретили выходить на улицу, пока ее волосы не отрастут;
  • Если девушка решила принять монашеский постриг.

Особые ритуалы

Расчесывание волос было своего рода ритуалом. Ведь во время этого действа руки человека коснулись энергии жизни. Чтобы восстановить затраченные за один день жизненные силы, нужно было расчесывать волосы гребешком не менее пяти десятков раз. Ребенка могли расчесывать только мать и отец.

Расчесывание волос было своего рода ритуалом.

Косы были знаком чести для женщин так же, как бороды для мужчин. Даже просто дернуть за косу считалось оскорблением девушки.

Оцените статью
Блог про фейсфитнес